Первый чертополох

О церемонии вручения Премии «Театральный роман» – 2014

27 ноября 2014 г. в Доме-музее М.Н.Ермоловой – филиале Театрального музея им. А.А.Бахрушина – были объявлены лауреаты первой литературной Премии «Театральный роман» – 2014, учреждённой музеем при поддержке Попечительского совета под председательством норвежского мецената, главы компании «NAVONA Consulting&Communications» Хуго Эрикссена.

Идея проведения Премии родилась в год 120-летия со дня основания Театрального музея им. А.А.Бахрушина. Её символом стал чертополох, условные изображения которого некогда украшали стены дома создателя музея, мецената, купца и общественного деятеля Алексея Александровича Бахрушина. Фирменный стиль Премии разработал художник Валерий Дорохин.

На соискание Премии были представлены книги о театре, изданные до 1 сентября 2014 г. Экспертный совет под руководством генерального директора ГЦТМ им. А.А.Бахрушина Дмитрия Родионова рассмотрел более 150 книг. В «длинный список» Премии вошли 33 издания. В списке финалистов, который уже оценивало Жюри во главе с художественным руководителем театра «Сатирикон», народным артистом России Константином Райкиным, оказались 13 книг. Почти все финалисты прибыли на церемонию вручения Премии. Не смогли приехать, к всеобщему сожалению, доктор Анна Гереб, главный художник БДТ им. Г.А.Товстоногова Эдуард Кочергин и театровед Виктор Максимов.

Вели церемонию литературный критик Наталья Иванова и театральный критик Валерий Семеновский. С приветственным словом к гостям вышел генеральный директор ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, Председатель Экспертного совета и член Жюри Премии Дмитрий Родионов.

«Сегодня для нашего музея вечер во всех отношениях необычный, – отметил он.  – Его необычность связана с церемонией. В этом году по ряду объективных и субъективных причин мы учредили Премию «Театральный роман». Одним из стимулов было то, что в 2014 г. музею исполнилось 120 лет. Мы думали, какой подарок сделать Алексею Александровичу Бахрушину, как сказать ему о том, что интересного происходит в жизни театра в России сегодня».

Дмитрий Родионов представил Жюри, Экспертный совет и меценатов Премии и поблагодарил их за поддержку этого начинания и прекрасную, творческую командную работу.

Никто из присутствующих, кроме Жюри, не знал, каков окончательный вердикт. Началась церемония с того, что дипломы и цветные витражи с изображением чертополоха были вручены всем финалистам. Но их было тринадцать, а экспертов лишь четверо. Дмитрию Родионову, Елене Дунаевой, Николаю Песочинскому и Марине Тимашевой пришлось несколько раз выходить на импровизированную музейную сцену.

Затем ведущие церемонии представили Председателя Жюри Премии Константина Райкина:

«Впечатление от чтения этих книг было настолько сильным, что мне захотелось прочитать их вслух своим студентам. – сказал он. – Например, в книге «Станиславский» Риммы Павловны Кречетовой есть такие замечательные вещи! Это невероятно, но ты вдруг читаешь что-то о себе, думая, что это часть и моей жизни. Мы все постоянно сталкиваемся с разочарованиями, предательством и, заранее зная об этом, продолжаем любить тех, кто нас ещё только в будущем предаст. Мне бы очень хотелось, чтобы вместе со мной эти книги читал бы кто-то ещё. Я очень благодарен представившейся возможности».

Были вручены специальные дипломы Премии. «За выдающийся вклад в историю художественной культуры г. Санкт-Петербурга» — посмертно петербургскому театроведу Борису Тулинцеву. В его книгу «Тихий город», изданную тиражом всего 250 экземпляров, вошли стихи и проза: театральные рецензии, эссе, статьи и заметки о музыке, литературе, кино, живописи. Награду получила театровед Елена Горфункель.

Второй специальный диплом Премии «За активную издательскую деятельность в области литературы о театре» был вручён Российскому университету театрального искусства – ГИТИС в лице его ректора Карины Мелик-Пашаевой.

Специальный диплом Жюри Премии получила доктор Анна Гереб из Будапешта. Её книгу «Карьера Франчески Гааль» о судьбе популярной в 30-ых годах XX века венгерской актрисе можно прочитать за ночь на одном дыхании. Это замечательное издание продаётся в Главном здании и филиалах Бахрушинского музея. Так как Анна не смогла приехать на церемонию, награда была передана Александру Шамше, координатору культурных программ Венгерского культурного, научного и информационного центра в Москве.

Наконец, пришла очередь главных призов, которые вручали победителям члены Жюри. Константин Райкин поочерёдно объявлял лауреатов. Ими стали книги Алексея Бартошевича, Евгения Зноско-Боровского, Риммы Кречетовой, Эдуарда Кочергина, а также издание, над которым работала группа исследователей /составитель и ответственный редактор Любовь Овэс/.

Принимая награду из рук Константина Райкина, Алексей Бартошевич сказал, что прежде всего он хочет поблагодарить своего соавтора, главного редактора газеты «Экран и Сцена» Екатерину Дмитриевскую. Благодаря ей его рассуждения о театре приняли форму эссе и статей, из которых состоит книга.

Дирижёр Феликс Коробов вручил диплом лауреата Валерию Семеновскому за подготовку текста и примечаний к книге Евгения Зноско-Боровского «Русский театр XX века».

«Эта книга – прекрасный учебник, – отметил Феликс Коробов, – в ней много фактологического материала, важная интонация, которой мы были лишены долгие годы. Это великолепная литература Серебряного века, написанная гениальным русским языком, по которому мы очень скучаем».

Валерий Семеновский ответил, что появление книги, прежде всего, заслуга его жены, соавтора и редактора издания Александры Заславской, ушедшей из жизни в январе 2014 г.

«Обычно я читаю очень медленно, но эту книгу я «проглотил», – сказал театральный режиссёр Дмитрий Крымов, вручая награду Римме Кречетовой за издание «Станиславский».  – Такая у меня была щемящая жалость к этому чудаковатому гиганту. К тому же меня ждало немало открытий».

Чуть раньше, представляя труд Риммы Кречетовой, Дмитрий Родионов сказал: «Книга совершенно удивительная. Так о Станиславском не писал никто. С одной стороны, строгий анализ биографии, с другой – живое, близкородственное присутствие. Как это удалось Римме Павловне? Это какая-то магия, тайна её творческих технологий. Читать безумно интересно, увлекательно, а главное — происходит полное погружение в личность Станиславского, причём в другом измерении, нежели мы привыкли, что разрушает многие стереотипы».

В ответном слове Римма Кречетова сказала: «Для меня очень важно, что Премия «Театральный роман» создана по инициативе музея. Я хочу поблагодарить всех музейщиков, которые мне помогали. Наш труд на поверхности. Их – под землёй. На самом деле, главные они – те, кто хранил, собирал, складывал. И, благодаря им, всё это остаётся и следующим поколениям».

Премию за проект по творческому наследию Вс.Э.Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам» доктор искусствоведения Дмитрий Трубочкин вручил Любови Овэс.

«Это исследование – настоящее событие, – подчеркнул он. – Свежесть взгляда и мысли. Безупречное научное издание с потрясающими комментариями. Поздравляю всех с выходом этой замечательной книги!».

Любовь Овэс добавила, что авторский коллектив, работавший над изданием, состоял из одиннадцати человек.

Когда стало известно о победе Эдуарда Кочергина, искусствовед Анаит Оганесян сразу же позвонила в Санкт-Петербург, чтобы обрадовать автора «Записок планшетной крысы». Актриса «Мастерской П.Фоменко» Галина Тюнина передала его награду эксперту Премии, петербургскому театральному критику Николаю Песочинскому.

В заключение церемонии Дмитрий Родионов ещё раз обратился к тем, благодаря кому это замечательное событие смогло состояться: меценатам, членам Жюри и Экспертного совета Премии, а также к артистам – лауреату международных конкурсов Станиславу Чигодаеву /фортепиано/, поэту и художнику Виктору Ковалю, музыканту и политическому журналисту Андрею Липскому.

Очень важный момент: в Премии нет первых, вторых и третьих мест. Все её номинации вольные, это было изначально определено Экспертным Советом, все лауреаты абсолютно равноценны. Книги, изданные до 1 сентября 2014 г., но по каким-то причинам не вошедшие в «длинный список» 2014 г., могут быть выдвинуты на соискание Премии в 2015 г.

Галина Фадеева